Физическая культура
Физическая культура
I.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета.
Результаты освоения содержания
предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые
должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения
учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны,
предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с
другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в
обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную
школу.
Результаты освоения программного
материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по
трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и
представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными
результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения
учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются,
прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной
(физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении
использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в
физическом совершенстве.
Личностные результаты могут
проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
владение
знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической
подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
•
владение
знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения
средствами физической культуры;
•
владение
знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой
оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий
в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями
физического развития и физической подготовленности.
В
области нравственной культуры:
•
способность
управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в
процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
•
способность
активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные
мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
•
владение
умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий
физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В
области трудовой культуры:
•
умение
планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
•
умение
проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и
благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
•
умение
содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
•
красивая
(правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах
движения и пере движений;
•
хорошее
телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений
посредством занятий физической культурой;
•
культура
движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
•
владение
умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных
оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять
полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
•
владение
умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с
другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельностью, излагать их содержание;
•
владение
умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные
способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой
деятельности.
В
области физической культуры:
•
владение
навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки,
лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
•
владение
навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной
функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а
также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
•
умение
максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых
упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности качественных универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и
предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания
предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала
других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в
рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной
повседневной жизни учащихся.
Метапредметные
результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
понимание
физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной
личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
•
понимание
здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека,
расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего
долгую сохранность творческой активности;
•
понимание
физической культуры как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В
области нравственной культуры:
•
бережное
отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и
нарушения в состоянии здоровья;
•
уважительное
отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и
толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
•
ответственное
отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и
готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной
деятельности.
В
области трудовой культуры:
•
добросовестное
выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и
умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
•
рациональное
планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и
обеспечивать их безопасность;
•
поддержание
оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное
использование занятий физической культурой для профилактики психического и
физического утомления.
В
области эстетической культуры:
•
восприятие
красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и
эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и
сохранения здоровья;
•
понимание
культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии
с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
•
восприятие
спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия,
проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и
взаимодействия.
В
области коммуникативной культуры:
•
владение
культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление
к собеседнику внимания, интереса и уважения;
•
владение
умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
•
владение
умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную
точку зрения, доводить ее до собеседника.
В
области физической культуры:
•
владение
способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической
культурой, их планирования и содержательного наполнения;
•
владение
широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых
видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в
самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
•
владение
способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического
развития и физической подготовленности, использование этих показателей в
организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные
результаты
характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности,
умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с
организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и
метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
знания
по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их
влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
•
знание
основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и
форм организации;
•
знания
о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой
вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового
образа жизни.
В области нравственной культуры:
•
способность
проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической
культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо
от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
•
умение
оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
•
способность
проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях
игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
•
способность
преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической
подготовке в полном объеме;
•
способность
организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной
направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и
оборудования, спортивной одежды;
•
способность
самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной
физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от
индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В
области эстетической культуры:
•
способность
организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию
телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и
режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей
физического развития;
•
способность
организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений,
подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической
направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физической подготовленности;
•
способность
вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки,
объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В
области коммуникативной культуры:
•
способность
интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно
пользоваться понятийным аппаратом;
•
способность
формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано
вести диалог по основам их организации и проведения;
•
способность
осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть
информационными жестами судьи.
В
области физической культуры:
•
способность
отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять
из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической
подготовки;
•
способность
составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической
направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от
задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
•
способность
проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и
развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать
эффективность этих занятий.