Родная литература
Родная литература
1.Планируемые результаты освоения учебного
предмета
Личностные
результаты:
-воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
-формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
-формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
-освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование
коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование
основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
-осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
-
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
результаты изучения литературы в основной школе:
-умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
-умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
-умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;-умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое
чтение; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;-формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные
результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в
следующем:
-
ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других
народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей
XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
-понимание связи литературных произведений с эпохой их
написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
-умение
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-определение
в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-приобщение
к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление
их с духовно-нравственными ценностями других народов; -формулирование
собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; -собственная
интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; -понимание
авторской позиции и своё отношение к ней;
-восприятие на слух литературных произведений разных
жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; -умение пересказывать
прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств
русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
-написание
изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и
общекультурные темы;
-понимание
образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; -понимание
русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные
универсальные учебные действия
Ученик научится: идентифицировать
себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к
культуре и истории своего народа, страны; различать основные
нравственно-эстетические понятия;
выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться: уважительно относиться к родной литературе; оценивать свои и чужие
поступки. самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Регулятивные
универсальные учебные действия
Ученик научится: формулировать
в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к
целеполаганию, включая постановку новых целей; анализировать в обсуждении с
учителем условия и пути достижения цели; совместно с учителем составлять план
решения учебной проблемы;
Ученик получит возможность научиться: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность под руководством учителя; в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Ученик научится: воспринимать
текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию,
необходимую для её решения; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию.
Ученик получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Познавательные
универсальные учебные действия
Ученик научится: осуществлять
поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы,
модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный
вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать
изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять
синтез как составление целого из его частей;
устанавливать причинно-следственные связи в
изучаемом круге явлений; обобщать (выделять ряд объектов по заданному
признаку).
Ученик получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной
задачи; первоначальному умению смыслового восприятия текста; проводить аналогии
между изучаемым материалом и собственным опытом.