Литература
Пояснительная
записка.
Программа
обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования.
Рабочая программа по литературе основной
общеобразовательной школы составлена на основе Закона «Об образовании в
Российской Федерации» (статья 47 п.3 пп.3, статья 47 п.3 пп.5, статья 48
п.1,пп.1); федерального государственного образовательного стандарта и
федерального компонента государственного образовательного стандарта; примерной
программы, созданной на основе федерального государственного образовательного
стандарта; Примерной программы по учебным предметам.
Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). – М., Просвещение, 2016
г.; рабочей программы «Литература. 5-9 классы» под редакцией В.Я. Коровиной,
2-е издание. – М.: Просвещение, 2017 г.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет
«Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является
одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой
культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений
способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими
стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература»
определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и
основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа - особый
способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными
отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального
воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность,
предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Общение школьника с произведениями искусства
слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт
коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими
современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к
общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа,
нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем
несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного
искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в
литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами
не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании
(рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей,
психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением»
«учебником жизни».
Главными целями изучения
предмета «Литература» являются:
•
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным
самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
•
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности;
•
постижение учащимися
вершинных произведений
отечественной и мировой литературы, их
чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью историзма;
1 поэтапное, последовательное формирование
умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный
текст;
- 2 -
•
овладение возможными алгоритмами
постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом
другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление
своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
•
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели
деятельности, планировать ее,
осуществлять библиографический поиск,
находить и обрабатывать необходимую
информацию из различных
источников, включая Интернет и
др.);
•
использование опыта общения с произведениями художественной литературы
в повседневной жизни и учебной
деятельности, речевом самосовершенствовании.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе
сочетания концентрического,
исторически-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе
предлагается изучение линейного курса на историко- литературной основе
(древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины
XIX в.), которое продолжается в 10-11 классах (литература второй половины XIX
в. - литература XX в. - современная литература). В примерной программе
представлены следующие разделы:
1. Устное
народное творчество.
2.
Древнерусская литература.
3.
Русская литература XVIII в.
4.
Русская литература первой половины XIX в.
5.
Русская литература второй половины XIX в.
6.
Русская литература первой половины XX в.
7.
Русская литература второй половины XX в.
8.
Литература народов России.
9.
Зарубежная литература.
10.
Обзоры.
11.
Сведения по теории и истории литературы.
12.
Диагностический, текущий и итоговый
контроль уровня литературного образования.
В разделах 1—10 даются перечень произведений
художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную
проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует
краткий обзор жизни и творчества писателя.
Специальный раздел 10, предоставляющий свободу
выбора литературных произведений для чтения и анализа, ставит задачу
расширения круга чтения школьников, знакомства с произведениями определенного
жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и
т. д.
Материалы по теории и истории литературы
представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11
предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию
знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с
литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох,
направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание
занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового
контроля уровня литературного образования.
Ценностные ориентиры
содержания учебного предмета
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не
только развивать
- 3 -
интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно
мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать
проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с
писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной
классикой, является одним из главных направлений школьного литературного
образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
-
воспитание духовно развитой личности,
испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении,
расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в
общественной практике;
формирование гуманистического мировоззрения,
базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею
права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
-
формирование основ гражданского
самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной
жизненной позиции;
воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству
и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям
других народов;
развитие нравственно-эстетического подхода к
оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих
взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях
отечественной классики;
приобщение к творческому труду, направленному на
приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы
как учебной дисциплины и вида искусства.
Место учебного предмета
в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный
план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1)
предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего
образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе - 102 ч,, в 6 классе - 102 ч, в 7 классе - 68 ч, в 8 классе - 68 ч,
в 9 классе - 102 ч.
Требования к
результатам изучения предмета «Литература»
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении
личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания
школьников.
Личностные результаты:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этно-культурных,
социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на
основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения
литературы в основной школе:
• умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
• смысловое чтение;
• умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной
речью;
• формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников
основной школы по литературе выражаются в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных
произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской
литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы
народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с
эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное
произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета,
композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа); владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям
русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к
произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных
случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение
к ней;
• восприятие на слух литературных произведений
разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические
произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и
цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту,
создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы,
связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и
домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как
явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической
функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.