Информатика (ИКТ)
I. Планируемые
результаты освоения информатики
Изучение информатики по данной программе способствует
формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, соответствующих требованиям ФГОС основного общего образования.
Личностные результаты освоения
информатики:
1.
Формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира. 7–9 классы, как и любая другая учебная
дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она
формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину
мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира
происходит через:
· понимание и умение объяснять закономерности
протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и
особенности;
· умение описывать, используя понятия
информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в
природных, социальных и технических системах;
· анализ исторических этапов развития средств
ИКТ в контексте развития общества.
2.Формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Указанный возраст
характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со
сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями
других предметов, на основе этого возможна организация:
· целенаправленного поиска и использования информационных
ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с
помощью средств ИКТ;
· анализа информационных процессов, протекающих
в социотехнических, природных, социальных системах;
· оперирования с информационными объектами, их
преобразования на основе формальных правил;
· применения средств ИКТ для решения учебных и
практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах,
охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3.
Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий
индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных
средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов,
виртуальных краеведческих музеев и т. д. Результаты совместной работы легко
использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ,
результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных
программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской
деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и
обязанностями гражданина информационного общества.
5. Формирование представлений об основных
направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах
профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными
технологиями. В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики
изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о
возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться
к частной информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного
опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах
восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными
системами. Освоение основных понятий информатики (информационный процесс,
информационная модель, информационный объект, информационная технология,
информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная
система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
· получить представление о таких методах
современного научного познания, как системно-информационный анализ,
информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
· использовать необходимый математический
аппарат при решении учебных и практических задач информатики; · освоить основные способы алгоритмизации и
формализованного представления данных.
Метапредметные
результаты освоения информатики представляют собой:
· развитие ИКТ-компетентности, т. е.
приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения
информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с
использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных
средств;
· осуществление целенаправленного поиска
информации в различных информационных массивах, в том числе электронных
энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной
информации с точки зрения решаемой задачи;
· целенаправленное использование информации в
процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств
компьютера и цифровой бытовой техники;
· умения самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умения соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи и собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
· умения определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой
исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии
и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного
процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные
результаты освоения информатики:
· понимание роли информационных процессов в
современном мире;
· формирование информационной и алгоритмической
культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
· формирование представления об основных
изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
· развитие алгоритмического и системного
мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе;
развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; · формирование умений формализации и
структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии
с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
· формирование навыков и умений безопасного и
целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе
имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся не только
знакомятся с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на
практике.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения курса информатики
7
класс:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки иобщественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Информатика, как
и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного
мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих
информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности
людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
·
понимание и умение объяснять закономерности
протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и
особенности;
·
умение описывать, используя понятия информатики,
информационные процессы функционирования, развития, управления в природных,
социальных и технических системах;
·
анализ исторических этапов развития средств ИКТ в
контексте развития общества.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками,детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к
общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности
информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе
этого возможна организация:
·
целенаправленного поиска и использования
информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач,
в том числе с помощью средств ИКТ;
·
анализа информационных процессов, протекающих в
социотехнических, природных, социальных системах;
·
оперирования с информационными объектами, их
преобразования на основе формальных правил;
·
применения средств ИКТ для решения учебных и
практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах,
охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных
технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных
средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов,
виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания
информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз
данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно
они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина
информационного общества.
5. Формирование представлений об основных направлениях развития
информационного сектора экономики, основных видах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями. В
контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики
информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях
глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы
информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной
информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности
представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации
человеком, техническими и социальными системами. Освоение основных понятий
информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный
объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм,
автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.)
позволяет учащимся:
·
получить представление о таких методах современного
научного познания, как системно-информационный анализ, информационное
моделирование, компьютерный эксперимент;
·
использовать необходимый математический аппарат при
решении учебных и практических задач информатики;
·
освоить основные способы алгоритмизации и
формализованного представления данных.
Метапредметные:
·
развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение
опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов
(текстов, рисунков,алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко
распространенных компьютерных инструментальных средств;
·
осуществление целенаправленного поиска информации в
различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети
Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения
решаемой задачи;
·
целенаправленное использование информации в процессе
управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и
цифровой бытовой техники;
·
умения самостоятельно планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
·
умения соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
·
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи и собственные возможности ее решения;
·
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
·
умения определять понятия, создавать
обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
·
умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее
место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой
исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии
и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного
процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные :
·
понимание роли информационных процессов в
современном мире;
·
формирование информационной и алгоритмической
культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
·
формирование представления об основных изучаемых
понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
·
развитие алгоритмического и системного мышления,
необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие
умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
·
формирование умений формализации и структурирования
информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной
задачей (таблицы,схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
·
формирование навыков и умений безопасного и
целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе
имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся не только
знакомятся с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на
практике.