РП Вдумчивое чтение

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тазларово
муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято на заседании
ШМО учителей начальных классов»
с.Тазларово
Протокол № 1 от 29.08.2023г
руководитель ШМО
___________/_Якшимбетова Г.А.../

«Согласовано»
заместитель директора по УВР
МОБУ СОШ с.Тазларово
____________/Аккубикова А.Ф./
Протокол №1 от 29 .08. 2023 г

02-20
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Вдумчивое чтение»
2-4 классы
учителя высшей квалификационной категории
Макаровой Веры Павловны
на 2023 – 2026 годы

Направление: эстетическое направление

«Утверждаю»
И.о. директора МОБУ СОШ
М Р Зианчуринский район РБ
__________/Душанбаева А.И./
Приказ №153 от 30 августа 2023г

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

2 классы
– оценивает (как хорошие или плохие)
поступки людей, жизненные ситуации с
точки зрения общепринятых норм и
ценностей;
– эмоционально «проживает» текст,
выражать свои эмоции;
– понимает эмоции других людей,
сочувствует, сопереживает;
– высказывает своё отношение к героям
прочитанных произведений, к их
поступкам.

определяет и формулирует цель собственной
деятельности с помощью учителя;
проговаривает последовательность действий
на уроке;
учится высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией;
учится работать по предложенному
учителем плану;
- учится совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельн
ости класса

Ученик обладает следующими умения и
качества:
– эмоциональность;
умение осознавать и определять (назыв
ать) свои эмоции;
– эмпатия –

3-4 классы
- самостоятельно формулирует тему и цели
занятияа;
– составляет план решения учебной проблемы
совместно с учителем;
– работает по плану, сверяя свои действия с
целью, корректирует свою деятельность;

– осознанно, правильно,
выразительно читает целыми словами;
– понимает смысл заглавия
произведения;
самостоятельно озаглавливает текст;
– выбирает наиболее точную
формулировку главной мысли из ряда
данных;
– подробно и выборочно
пересказывает текст;
– составляет устный рассказ о герое
произведения по плану;
– размышляет о характере и поступках
героя;
- различает народную и литературную
(авторскую) сказку;
– соотносит автора, название и героев
прочитанных произведений
–
самостоятельно прогнозировать содержа
ние текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читает про
себя незнакомый
2

умение осознавать и определять
эмоции других
людей; сочувствовать другим людям,
сопереживать;
– чувство прекрасного –
умение воспринимать красоту
природы, бережно относиться ко всему
живому; чувствовать красоту
художественного слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его
языку, культуре, истории;
– понимание ценности
семьи, чувства уважения,
благодарности, ответственности по
отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с
автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских
приоритетов и уважительное отношение
к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном
содержании и смысле поступков – своих
и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины,
стыда – как регуляторы морального
поведения.

– в диалоге с учителем вырабатывает критерии
оценки и определяет степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими
критериями

текст, проводит словарную работу;
– самостоятельно формулирует главную
мысль текста;
– находит в тексте материал для
характеристики героя;
– подробно и
выборочно пересказывает текст;
– составляет рассказ – характеристику
героя;
– высказывает и аргументирует своё
отношение к прочитанному, в том числе
к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);

3

Содержание программы
2 класс (34 ч)
Произведения малых жанров фольклора
Произведения устного народного творчества
Пословицы как жанр фольклора
Характеристика особенностей народных песен
Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры
Создание осеннего пейзажа: краски и звуки. Произведения художников и композиторов по выбору
Работа с детскими книгами: «Произведения писателей о родной природе» Эстетическое восприятие явлений осенней природы
Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений об осени
Составление устных рассказов «Природа осенью» по изученным текстам. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов
Отражение темы Родины в изобразительном искусстве
Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с фольклорными (народными) сказками
Работа с фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказкой: составление плана произведения, выделение особенностей языка.
Художественные особенности авторской сказки. "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина
Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания произведения. Иллюстрации к сказках А.С. Пушкина, созданные разными
художниками
Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок (поучение)
Работа с детскими книгами на тему: «О братьях наших меньших»: составление аннотации
Сравнение описания животных в художественном и научно-познавательном тексте
Фольклорные произведения народов России. Произведения по выбору
Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений о зиме
Отражение темы дружбы в рассказах о детях. Выставка книг: произведения о детях.
Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью произведения: В.А. Осеева "Почему"
Народная наблюдательность, выраженная в малых жанрах устного народного творчества (фольклоре)
Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок
Работа с детскими книгами на тему: «О наших близких, о семье»: выбор книг на основе тематической картотеки
4

Работа с детскими книгами на тему: «Зарубежные сказочники»: соотнесение иллюстраций с содержанием сказок
Фантазёры и мечтатели – герои произведений. Произведения по выбору, например, английские народные песенки
Международный женский день – тема художественных произведений
Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений о весне и лете
Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей
Признаки весны, отражённые в произведениях писателей. Картины весны в стихотворениях разных поэтов. Сравнение стихотворений
Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре художника». Средства выразительности
Составление устного рассказа «Краски и звуки весеннего леса» по изученным текстам
Тема «Природа весной» в картинах художников и произведениях композиторов. Образы пробуждающейся природы в живописи и
музыки.
Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация, иллюстрация
Выбор книг на основе рекомендательного списка: летнее чтение

3 класс (34 ч)
Вводное занятие Знакомство с «Читательским портфелем» Изучение содержания и структуры «Читательского портфеля». Беседа.
Заполнение читательской анкеты «Какой ты читатель?». Повторение заповедей читателя и основными элементами книги.
1. Все мы родом из детства...
«Странички дневника нашего детства» И.М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке». из сб. «Рассказы Люси Синицыной,
ученицы 3 класса»». Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями.
Творческое задание «Увлекательное событие из моей жизни». Характеристика главной героини.
Наши самые близкие люди С. Г. Георгиев. Рассказы «Ошейник», «Дедушка». Чтение «Письма читателю» С. Георгиева. Антиципация
перед прослушиванием рассказа «Ошейник», беседа. Самостоятельное чтение про себя рассказа «Дедушка». Беседа, характеристика
главного героя. Выставка книг писателя. Творческая работа №1: «Закончи рассказ». Что такое счастье? А.Г. Алексин. «Самый счастливый
день». Рассказ. Выставка книг писателя. Антиципация. Выразительное чтение рассказа учителем. Проблемные вопросы при обсуждении
рассказа. Читательский рейтинг. Творческая работа №2: «О самом счастливом дне в моей жизни».
2. Думают ли звери?..
5

«Думают ли звери?..» A. Барто, И. Токмакова, Н. Рубцов, С. Чёрный. Стихи. Выставка книг, посвященных животным. Прослушивание и
самостоятельное чтение стихов. Устное и графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческая работа №3: «С любовью о моем любимце».
Награждение лучших авторов. Мы хозяева нашей земли B.П. Астафьев. «Белогрудка». Рассказ. Творческое задание «Думают ли звери?»,
конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о писателя. Антиципация, выразительное чтение рассказа.
Сравнительная характеристика персонажей. Проблемные вопросы. . Друзья моего детства Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». Рассказ.
Путешествие в мир природы. Выставка книг, игровое задание. Выразительное чтение учителем авторского Предисловия.
Самостоятельное чтение детьми рассказа. Беседа. Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление
аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка». Наши соседи по планете Ю.Д. Дмитриев. «Соседи по планете». Энциклопедия.
«Таинственный ночной гость». Рассказ. Подготовка и защита исследовательских проектов «Происхождение домашних животных».
Выставка детских рисунков. Выразительное чтение фрагментов из книги «Соседи по планете». Игровые задания. Выставка книг писателя.
Антиципация. Проблемная ситуация. Обсуждение образа писателя.
3. Вверх ногами
Все наоборот Тим Собакин. Стихи. Выставка книг. Выразительное чтение стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс
детских иллюстраций. Литературные игры. Рассказ о писателе. Веселые игры со словами Н. Матвеева, В. Хотомская. Стихи. Выставка
книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания. Л.
Петрушевская «Пуськи бятые». Лингвистическая сказка. Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!».
Литературные игры. Творческие и игровые задания. «Хохотальная путаница» Ю.П. Мориц. Стихи. Выставка книг. Прослушивание
стихотворения «Сто фантазий» в исполнении автора (пластинка «Сто
фантазий», Мелодия», Всесоюзная студия грамзаписи. 1980 г.). Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное
чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца.
Создание графических иллюстраций. Странные сказки о вещах М. Мацоурек. «Сюзанна и буковки», «О Катержинке и толстом красном
свитере». Сказки. Выставка книг писателя. Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация» («Союзмультфильм», режиссер Федор
Хитрук, 1965 г.). Антиципация, прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа. Поиск выразительных средств языка сказки.
Творческие задания. Творческая работа №4: «С
любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов.
4. «Школьные годы чудесные…»
Трудно ли учиться в школе? Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова». Повесть. Творческий конкурс: забавные истории из школьной
жизни. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. Командная игра: «защитники» и
«обвинители» Ивана Семенова. Литературная игра «Знаток русского языка». Инсценирование фрагмента повести. Школьные рыцари В.К.
Железников. «История с азбукой». Рассказ.
6

Выставка книг писателя. Рассказ о героях его книг. Антиципация. Комбинированное чтение. Характеристика героя. Творческие задания,
работа в парах. Составление устного рассказа «Мой верный рыцарь». Учитель-волшебник О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга». Сказка.
Выставка книг, рассказ о писателе. Конкурс на лучшего сказочника, литературная игра «Восстанови последовательность событий».
Конкурс-тест для знатоков повести. Работа над образом героини по плану. Поиграем в школу Э.Н. Успенский. «Меховой интернат».
Сказочная повесть. Путешествие в страну веселых сказок Э. Успенского. Выставка книг. Подготовка и презентация информационных
литературных проектов по темам: Кто такой Эдуард Успенский? Сколько книг написал Э.Успенский? Составление аннотации к книгам
писателя. Конкурс на лучшего рассказчика. Викторина по произведениям Успенского. Игровой диктант «Внимательный читатель».
Литературная игра о персонажах повести «Меховой интернат». Выставка детских рисунков. Игровые и занимательные задания,
акцентирующие внимание на необычных словах. Обсуждение главной идеи сказки.
5. «Преданья старины глубокой…»
Откуда мы родом? Мы – славяне? Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов по темам: Что такое
энциклопедия? Какова история создания энциклопедий? Какие энциклопедии бывают? Моя любимая энциклопедия. А.О. Ишимова.
«История России в рассказах для детей». Энциклопедия. Урок-путешествие во времени. Рассказ учителя о писательнице. Рассматривание
исторической энциклопедии, чтение и обсуждение глав из нее. Работа в парах и группах. Кто наши предки? Великие русские князья
«Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет». Предание. Рассказ учителя о древнерусской литературе, о летописи «Повести
временных лет». Словарная работа. Выразительное чтение. Сравнительная характеристика князя Олега из «Сказания…» и из «Песни о
вещем Олеге» А.С. Пушкина.
Героические страницы нашей истории «Сказание о Мамаевом побоище». Воинская повесть. Выставка книг о Куликовской битве. Рассказ
учителя о татаро-монгольском иге. Сравнительная характеристика русских воинов и татар. Определение патриотической идеи воинской
повести. Пробы выразительного чтения.
6. Обыкновенное чудо
Сказки для добрых сердец Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса,да и только», «Что такое зима». Сказки. Музыкальное
сопровождение. Путешествие в страну чудес. Прослушивание сказки, ее творческое иллюстрирование. Рассказ о писательнице, выставка
ее книг. Выразительное чтение сказки. Устное творческое задание. Выставка детских рисунков. Комбинированное чтение сказки, чтение
по ролям, беседа.
О чудесах дружбы А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше». Повесть. Путешествие в страну сказок А.Линдгрен. Просмотр
мультфильма «Малыш и Карлсон» (реж. Борис Степанцев, Союзмультфильм, 1968 г.) Подготовка и презентация информационных
литературных проектов по темам: Что я знаю об Астрид Лингрен? Сколько книг написала А. Линдгрен? Сколько наград у Астрид
Линдгрен? Конкурс для знатоков повести. Литературная игра «Веселые проказы Малыша и Карлсона». Выставка и защита детских
рисунков. Игровое задание «Мой любимый герой». Составление рассказа о герое по предложенному плану.
7

Детская фантастика Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической повести «Путешествие Алисы». Космическая экспедиция в
фантастический мир Булычева. Просмотр начальных эпизодов полнометражного научно-фантастического мультфильма «Тайна третьей
планеты», снятого по мотивом повести К. Булычева («Союзмультфильм», 1982 г., реж. Роман Качанов). Выставка книг. Чтение главы
«Кустики», беседа. Кроссворд для знатоков повести. Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель».
Характеристика главной героини. Заключительное занятие. Заполнение читательской анкеты «Каким читателем я стал?»: сопоставление
результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные
самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Отчетная читательская конференция «Мои лучшие
друзья – это книги» с элементами драматизации, инсценировок изученных литературных текстов. Литературный праздник «Наши
любимые книги». Выступление перед родителями и одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогамилитераторами. Выставки литературно- творческих работ, исследовательских и творческих проектов учеников, выполненных в рамках
годового изучения программы.

4 класс (34 ч)
1. Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем»
Изучение содержания и структуры «Читательского портфеля». Беседа. Заполнение читательской анкеты. Повторение заповедей читателя
и основными элементами книги.
2. «Подвиги моего детства».
Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь». Выставка книг. Рассказ учителя о творчестве писателя.
Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нем. Комбинированное чтение главы «Старый колодезь». Проблемные ситуации.
Самостоятельная работа учащихся над текстом с карандашом. Выразительное чтение наиболее драматических эпизодов главы. Анализ
качеств характера главного героя повести. Просмотр фрагментов телефильма «Детство Темы» (СССР, киностудия им. М.Горького, 1991
г., режиссер Елена Стрижевская).
3. «Мечты моего детства».
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Сказка. Перевод Н.Галь». Рассказ учителя о судьбе писателя и об истории создания сказки.
Просмотр интерактивной презентации-представления об авторе сказки «Маленький принц» – Антуане де Сент-Экзюпери.
(http://www.litstudia. ru/method/present.html). Литературный диктант для знатоков сказки. Работа над главными персонажами сказки.
Литературная игра. Краткий пересказ истории встречи принца и Лиса. Обсуждение проблемного вопроса: Какие открытия совершил
Маленький принц на планете Земля? Выразительное чтение диалога между Лисом и принцем. Творческое задание: графические
8

иллюстрации к произведению. Проблемный диалог по нравственным и философским вопросам сказки. Пробы выразительного чтения.
Вдумчивое вычитывание текста книги. Обобщающее проблемное задание: Что объединяет Летчика и Маленького принца и чем они
отличаются от «взрослых» людей?
4. «Приключения моего детства».
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Повесть. Перевод К. Чуковского. Индивидуальные информационные проекты о всемирно
известном американском писателе. Выставка его книг. Обмен читательскими впечатлениями. Литературная викторина «Узнайте героев по
портретным
характеристикам». Литературная игра «Внимательный читатель». Просмотр фрагментов Просмотр фрагментов из художественного
фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» («Одесская киностудия», режиссер Станислав Говорухин, 1981 г.).
Выразительное чтение по ролям диалога между Томом и Геком. Литературный диктант для знатоков повести. Творческое
иллюстрирование. Литературный конкурс «Угадай-ка!». Командная игра: «Адвокаты» и «Прокуроры» Тома Сойера. Конкурс на тему
«Кем собирался стать Том, когда вырастет?»
5. «Сказки моего детства».
Д. Барри. «Питер Пэн». Сказочная повесть. Перевод И. Токмаковой. Урок- путешествие на остров Нетинебудет. Выставка разных изданий
сказки Д. Барри. Просмотр фрагментов американского фильма «Капитан Крюк» (США, режиссер С. Спилберг, 1991 г.). Обмен
читательскими и зрительскими впечатлениями. Литературная игра «Угадай героя из сказки Джеймса Барри». Литературный тест «Знаешь
ли ты сказку Барри?». Рассказ учителя об истории создания книги, о знакомстве Барри с семьей С. Дэвис. Просмотр эпизодов
биографического фильма «Волшебная страна» о создателе Питера Пэна Джеймсе Барри (режиссёр М. Форстер, 2004 г., Miramax, США).
Сопоставительный анализ главных героев сказки. Читательский рейтинг. Раздел 2. «Моя малая Родина»
6. Байкала-озера сказки. Наследие Сибирских народов
Чтение сказок из сборника составитель Н.Есипенок «Богатырь Байкал», «Ангарские бусы», «Омулёвая бочка». Кроссворд для знатоков
сказки. Индивидуальное творческое задание. Литературные проекты.
7. «Мир удивительных путешествий и приключений»
«Сказочное путешествие по Швеции». С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочная повесть. Перевод З.Задунайской
и А.Любарской. Урок-путешествие по Швеции. Выставка книг Лагерлеф. Литературный отзыв о сказке. Защита творческих проектов:
литературный отзыв о сказке по плану. Чтение и обсуждение статьи о С.Лагерлеф из «Читательского портфеля». Дополнительный рассказ
учителя об истории создания повести. Просмотр фрагментов советского мультфильма «Заколдованный мальчик» («Союзмультфильм»,
Режиссер Владимир Полковников, 1955 г.). Литературная игра «Восстанови правильную нумерацию глав повести». Кроссворд для
9

знатоков сказки Лагерлеф. Краткий пересказ наиболее запомнившегося эпизода. Работа над образом главного героя. Индивидуальное
творческое задание.
8. Удивительный мир растений и насекомых.
Я. Ларри. «Приключения Карика и Вали». Научно-художественная повесть. Урок- путешествие в страну биологических знаний. Выставка
книг. Чтение и обсуждение статьи о Я. Ларри из
«Читательского портфеля». Дополнительный рассказ подготовленного ученика о начале приключений героев сказочной повести.
Просмотр начальных эпизодов фильма-сказки «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (СССР, «Ленфильм», 1987 г., режиссер –
Валерий Родченко, в главной роли – Василий Ливанов), либо мультфильма «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (Россия, 2005
г., режиссер – Александр Люткевич). Конкурс на лучшего знатока жизни насекомых. Комбинированное чтение вслух главы 9. Краткий
пересказ. Работа над образами главных героев сказки. Защита творческих работ.
9. Приключение длиною в жизнь.
Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». Роман. Перевод К.Чуковского. Просмотр фрагментов художественного фильма «Робинзон
Крузо» (США, 1996 г., режиссер Джордж Миллер, в главной роли – Пирс Броснан). Выставка разных изданий книг Д. Дефо. Обсуждение
названия книги. Рассказ учителя об истории создания книги. Самостоятельное чтение статьи о писателе из Читательского портфеля».
Обмен читательскими впечатлениями. Обсуждение содержания начальных глав романа. Ведение записей в «Дневнике жизни Робинзона
Крузо на
острове». Пересказ наиболее важных событий в жизни героя. Литературная викторина. Творческое задание «Нарисуй план острова».
Литературная игра «Чему научился Робинзон во время жизни на острове?». Работа над образом главного героя романа. Составление его
развернутой характеристики. Просмотр интерактивной презентации- викторины по роману Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
(http://www.litstudia. ru/method/present.html).
10. Отважные капитаны.
Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Роман. Перевод А.Бекетовой. Урок-приключение по материкам и океанам. Прослушивание увертюры
И.О. Дунаевского к первой советской экранизации романа «Дети капитана Гранта» (1936 г.). Просмотр фрагментов Просмотр фрагментов
художественного фильма «В поисках капитана Гранта» (СССР, Болгария, 1985 г., режиссер Станислав Говорухин). Выставка книг
Ж.Верна, обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из учебного пособия. Индивидуальные
(групповые) проекты о личности и творчестве всемирно известного французского писателя. Рассказ учителя об истории создания книги.
Литературная игра «Знаешь ли ты персонажей романа Жюля Верна?». Литературная викторина. Составление «Путевого дневника»
шхуны «Дункан». Творческое задание «Обозначь на карте мира маршрут путешественников по 37 параллели». Краткий пересказ наиболее
важных и интересных событий романа. Творческая работа «Мой любимый герой романа Ж. Верна» по заданному началу: «Если бы…».
10

Награждение лучших авторов. Просмотр интерактивной презентации- викторины по роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта»
(http://www.litstudia.ru/method/present.html).
11. Страна Фантазия.
Самая романтическая сказка Э. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Сказка. Перевод И. Татариновой. Просмотр фрагментов
мультипликационного фильма «Щелкунчик» (Россия-Германия, 2004 г., режиссер Татьяна Ильина). Обмен читательскими и
зрительскими впечатлениями. Чтение статьи о писателе из учебного пособия. Литературный диктант для знатоков сказки Гофмана.
Выборочное чтение и пересказ ключевых глав сказки. Рассказ учителя о своеобразии личности писателя и о его делении людей на
«музыкантов» и «вовсе
немузыкантов». Обсуждение проблемного вопроса: «Кто в сказке является «музыкантами»? Литературная викторина: «Кто из персонажей
принадлежит волшебному, а кто – реальному миру?». Обсуждение проблемных вопросов, связанных образом главной героини. По
возможности просмотр балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» в театре. Обсуждение театральных впечатлений. Сопоставление книги и
балета.
12. Все страннее и страннее.
Самая необычная сказка Л. Кэрролла. «Приключения Алисы в Стране Чудес». Сказка. Перевод Б. Заходера. Просмотр фрагментов
российского мультипликационного фильма «Алиса в Стране Чудес» (СССР, 1981 г., режиссер Ефрем Пружанский). Обмен читательскими
и зрительскими впечатлениями. Чтение статьи о писателе из тетради. Выставка разных изданий сказок Кэрролла. Литературная викторина
«Превращения Алисы в Стране Чудес». Выборочное чтение и пересказ начальных глав сказки. Литературная игра «Знаешь ли ты жителей
Страны Чудес?». Просмотр интерактивной презентации «Знаешь ли жителей Страны Чудес?» по сказке Л. Кэрролла (http://www.litstudia.ru/method/present.html). Игровой диктант «С какими чудесами встретилась Алиса?». Индивидуальное выполнение
творческого задания. Анализ «Главы никакой», написанной Заходером-переводчиком. Работа над характеристикой главной героини
Алисы.
13. Неведомое Средиземье.
Самая героическая сказка Д. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Сказка. Перевод Н. Рахмановой. Урок- приключение по неведомому
Средиземью. Выставка книг Д. Толкина. Обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе-ученом из
учебного пособия. Индивидуальные (групповые) проекты об истории создания, опубликования и экранизации книги всемирно известного
английского писателя. Литературная викторина «Знаешь ли ты героев Толкина?». Литературная игра «Кто из персонажей носит эти
имена?». Творческое задание: «Обозначь на карте Средиземья маршрут путешественников». Графическое иллюстрирование.
Восстановление последовательности событий в сказке. Краткий пересказ наиболее увлекательных событий. Просмотр фрагментов
фильма «Хоббит» (США, Новая Зеландия, 2012 г., режиссёр Питер Джексон). Работа над образом главного героя сказки – Бильбо
Бэггинса Обсуждение проблемного вопроса, направленного на осмысление нравственных уроков сказки.
11

14. Сказка о дружбе и верности.
В. Крапивин. «Дети синего фламинго». Сказочная повесть. Урок-путешествие в мир «летящих сказок» В. Крапивина. Выставка книг
писателя. Составление аннотаций. Обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из тетради.
Индивидуальные (групповые) проекты о личности и творчестве известного уральского писателя. Литературный тест «Знаешь ли ты
сказку Владислава Крапивина?». Групповая работа: характеристика сказочного острова Двид. Творческое задание: «Нарисуй карту
острова Двид». Анализ образа жизни детей на острове Двид. Характеристика главного героя сказки. Обсуждение проблемных вопросов,
связанных с осмыслением главных идей книги. Просмотр фрагментов художественного фильма «Легенда острова Двид» (Россия, 2010 г.,
режиссёр Анарио Мамедов).
15. Заключительное занятие.
Заполнение читательской анкеты «Каким читателем я стал?»: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце
учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в
течение учебного года.

Тематическое планирование
2 класс:
Раздел, тема

Общее количество часов

Вводное занятие

1

Все мы родом из детства...

3
12

Фольклор (устное народное творчество)

5

Звуки и краски родной природы в разные
времена года

11

О детях и дружбе

2

Мир сказок

6

О братьях наших меньших

5

Итоговое занятие

1

Итого:

34

3 класс:
Раздел, тема

Общее количество часов

Вводное занятие

1

Все мы родом из детства...

7

Думают ли звери?..

5

Вверх ногами

3

«Школьные годы чудесные…»

8

«Преданья старины глубокой…»

4

Обыкновенное чудо

5

Итоговое занятие

1

Итого:

34

4 класс:
13

Раздел, тема

Общее количество
часов

Вводное занятие. Знакомство с «Читательским
портфелем».

1

Подвиги моего детства.

2

Мечты моего детства.

2

Приключения моего детства.

3

Сказки моего детства.

2

Байкала-озера сказки. Наследие Сибирских народов

7

Мир удивительных путешествий и приключений.

2

Удивительный мир растений и насекомых

3

Приключение длиною в жизнь.

3

Отважные капитаны.

3

Страна Фантазия.

1

Все страннее и страннее.

1

Неведомое Средиземье

2

Сказка о дружбе и верности.

1

Заключительное занятие.

1

Итого:

34

14


Наверх

19.10.2023.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».