Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тазларово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан «Рассмотрено и принято на заседании ШМО учителей начальных классов» Протокол № 1 от 29.08.2022г руководитель МО ___________/_Якшимбетова Г.А.../ 29 августа 2022 г «Согласовано» заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с.Тазларово ____________/Аккубикова А.Ф./ 02-20 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» 1-4 классы учителя высшей квалификационной категории Макаровой Веры Павловны на 2022 – 2026 годы Направление: информационная культура «Утверждаю» директор МОБУ СОШ с.Тазларово М Р Зианчуринский район РБ __________/Макарова В.П../ Приказ №144 от 30 августа 2022г ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваиватьспособырешения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами иисследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; 2 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. 3 Предметные результаты изучения блока «Етественно- научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно- научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно- научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 119 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 17 часов 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 4 класс – 34 часа В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Формы организации занятий: Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Содержание программы 1 класс (17 ч) № п/п 1 Раздел Кол-во часов 1 1 Читательская грамотность 1 1 Итого 2. Математическая грамотность 1 5 1 1 Содержание В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно5 1 1 3. Итого Финансовая грамотность 4 1 1 1 4. Итого Естественно-научная грамотность 1 4 1 1 1 Итого Итого 1 4 Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. исследовательских дискуссиях; Практические упражнения За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения 17 Содержание программы 2 класс (34 ч) № п/п 1 Раздел Читательская грамотность Кол-во часов 1 1 1 1 Содержание Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских 6 1 1 1 1 0,5 Итого 2. 3. 4. Математическая грамотность Итого Финансовая грамотность Итого Естественно-научная грамотность 8,5 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 8,5 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 8,5 1 1 1 1 1 1 1 1 Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк. Про бобров. Позвоночные животные. дискуссиях; Практические упражнения Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения 7 Итого 0,5 8,5 Итого 34 Позвоночные животные. Содержание программы 3 класс (34 ч) № п/п 1 2. Раздел Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 Читательская грамотность Итого Естественно-научная грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 8 Содержание Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит. Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения 8 3. Финансовая грамотность 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 4. Математическая грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 2 5 Итого Проверочные работы Итого Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Проверь себя 34 Содержание программы 4 класс (34 ч) № п/п 1 Раздел Читательская грамотность Кол-во часов 1 1 1 1 2 1 1 Содержание Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения 9 2. 3. 4. Итого Естественно-научная грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Итого Финансовая грамотность 8 2 1 1 2 1 1 Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Итого 8 1 2 1 1 2 1 В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения 8 1 1 2 По выбору. Составляем словарик по финансовой грамотности. Математическая грамотность Итого Творческие работы Итого Итого 34 10 Тематическое планирование № п/п 1 2. 3. 4. 5 Раздел Читательская грамотность Естественно-научная грамотность Финансовая грамотность 1 класс 5 4 4 Математическая грамотность Творческие работы Итого 2 класс 8,5 8,5 8,5 3 класс 8 8 8 4 класс 8 8 8 4 - 8,5 - 8 2 8 2 17 34 34 34 11